EN

Журнал "СТАНДАРТ", №8 (103) август 2011: Капиталоемкие планы

Поделиться: facebook twitter vkontakte

18 августа при выводе космического аппарата "Экспресс-АМ4" на геостационарную орбиту сложилась нештатная ситуация. Вновь остро встал вопрос экстренного обновления спутниковой группировки. О том, что планируется предпринять и какие ресурсы на это потребуются, в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал генеральный директор ФГУП "Космическая связь" Юрий Прохоров

- Работы идут непросто: у нас есть замечания к производителю - ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. 16 июля состоялся успешный запуск космического аппарата KazSat-2, производителем которого было это же предприятие. ГПКС принимало непосредственное участие в проекте KazSat-2 - мы отвечали за полезную нагрузку. Также мы предоставляли служебный канал связи между резервным центром управления этим спутником, который расположен в Москве, на территории "Хруничева", и основным центром управления в городе Акколь (Казахстан). В первое время управление аппаратом KazSat-2 будет вестись из Москвы, с последующей передачей всех управляющих функций в Акколь. Плановый срок запуска спутника "Экспресс-МД2": конец текущего - начало 2012 года.

- На 2012 год запланирован старт спутников "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6". В начале июля 2011 года конструкция модуля полезной нагрузки для АМ5, созданная в Железногорске на ИСС им. М.Ф.Решетнева, была поставлена в Канаду, на завод фирмы MDA. Специалисты MDA, НИИ Радио (подрядчик ИСС) и ИСС тесно сотрудничают. Отставание от планового графика существует, но по заявлению главы ИСС Николая Тестоедова, аппарат "Экспресс‑АМ5" будет готов в III-IV квартале текущего года, что укладывается в рамки ФЦП "Развитие телерадиовещания на 2009‑2015 гг.", по которой создается этот спутник.

По намеченному плану идет и подготовка к запуску в производство спутников "Экспресс-АМ8" и двух "Экспресс-АТ": в течение лета 2011 года шло критическое рассмотрение этих проектов и утверждение параметров аппаратов. Решено, что спутники "Экспресс-АТ" будут запущены совместно. "Экспресс-АМ8" также полетит в паре, но пара ему еще подбирается.

- Такое количество проектов требует огромных ресурсов, поэтому перед ГПКС остро стоит вопрос финансирования. Без поддержки государства реализовать их будет непросто. Причем основная модель выстраивается из предположения, что все запуски станут успешными. Понятно, что риски все же существуют, и ситуация с "Экспресс-АМ4" тому подтверждение. Мы параллельно решаем вопросы по страхованию запусков и спутников: 9 июня подписали с ОСАО "Ингосстрах" договор на страхование запуска и эксплуатации на орбите космического аппарата "Экспресс-АМ4", а 1 августа - объявили открытый конкурс по выбору страховой организации на страхование запуска и эксплуатации на орбите аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6". Начальная (максимальная) цена контракта по "Экспрес-АМ5" составляет 1 064 478 223 рубля, а по "Экспресс-АМ6" - 835 521 777 рублей; итоги конкурса будут подведены 8 сентября.

- Как говорится, "без земли верха не бывает". Поэтому мы ведем строительство наземного комплекса управления и центра мониторинга для новых аппаратов. Строим новое здание ЦКС в Хабаровске - прежнее устарело и морально, и технически, - и до конца года намерены сдать этот объект.

В июле ГПКС начало строительно-монтажные работы по созданию инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген - эта работа ведется в рамках подпрограммы "Освоение и использование Арктики" ФЦП "Мировой океан", а госзаказчиком выступает Россвязь. Особенности географического положения и сложные климатические условия Шпицбергена накладывают серьезные ограничения: строительно-монтажные работы там могут проводиться только в июле-августе. Поэтому работы ведутся одновременно несколькими подрядными организациями под контролем специалистов ГПКС. При этом вся техника острова задействована на погрузке угля, поэтому наши подрядчики вручную копают котлован под фундамент.

- Постановлением правительства РФ №577 от 14 июля 2011 года единственным исполнителем мероприятий по завершению проекта "Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи" (РСС-ВСД) назначено ОАО "РТКомм.РУ". ГПКС создало часть наземной инфраструктуры для этого проекта. Весь ресурс на новых спутниках "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" в Ка‑диапазоне, необходимом для проекта РСС-ВСД, мы ­готовы продать сразу на полный срок жизни этих аппаратов. На следующем этапе предполагается запуск специальных спутников, ориентированных исключительно на услуги ШПД - эскизный проект на один такой аппарат был сделан еще в 2010 году, сейчас идут работы по второму аппарату - этим ­занимаются НИИР и "РТКомм.РУ".

Леонид Коник, СТАНДАРТ

Пресса о нас