На стыке двух миров: как развивается тренд на связь мобильных и спутниковых технологий, рассказал заместитель генерального директора ГП КС Евгений Буйдинов на сессии МОКС «Интерспутник»
Идея обеспечить подключением со спутника 8,5 млрд стандартных мобильных устройств по всему миру становится все более жизнеспособной, но сопряжена с серьезными вызовами. Об этом рассказал заместитель генерального директора ГП КС по развитию и эксплуатации систем связи, председатель Эксплуатационного комитета МОКС «Интерспутник» Евгений Буйдинов на совместной 53-й сессии Совета и 28-й сессии Эксплуатационного комитета международной организации. Событие состоялось 22 мая в Луанг-Прабанге, Лаос. В рамках мероприятия были также объявлены результаты голосования по кандидатуре на должность генерального директора Международной организации космической связи. Ксения Дроздова, занимавшая этот пост до настоящего времени, была переизбрана на следующие четыре года.
«Сейчас те, кто планирует предоставлять услуги D2D (Direct-to-Device), разделились на два «лагеря». В первом находятся такие компании как Apple, Iridium и Viasat, использующие спектр подвижной спутниковой службы (ПСС). Во втором — SpaceX и AST, идущие по пути применения спектра, предназначенного для сотовых сетей», — отметил Евгений Буйдинов на первой пленарной сессии.
Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Так, полосы ПСС обладают преимуществами глобальной работы без помех, но при этом все же ограничены, не позволяют обеспечить большую пропускную способность и требуют модификации телефонов. У второго подхода в свою очередь два сильных аргумента «за»:
- значительно большая полоса пропускания;
- огромное число потребительских устройств, уже функционирующих в этих диапазонах.
Но и этот путь не обойдется без проблем: в спектре давно работают операторы подвижной связи, которым спутник может мешать, а международная регуляторика в настоящее время не допускает передачу сигнала из космоса в данных диапазонах. Несмотря на это игроки второго лагеря продолжают реализовывать свои низкоорбитальные проекты с отступлением от действующих правил, т.к., по их мнению, исключить помехи технологически возможно на ограниченной территории. Для этого, например, в США была принята внутренняя нормативная база по обеспечению «дополнительного покрытия из космоса» (Supplemental Coverage from Space, SCS). Общие же для всех участников индустрии нормы определяются Международным союзом электросвязи (МСЭ), поэтому отрасль ожидает изменений в правилах на предстоящей конференции организации в 2027 году.
Как добавил председатель Эксплуатационного комитета МОКС «Интерспутник», в части абонентских устройств возможны также два пути развертывания систем D2D.
- Разработка кастомизированных чипсетов для поддержки частот уже имеющегося спектра.
Так делает Apple с Qualcomm с помощью Globalstar, Huawei и до недавнего времени Iridium. Ключевое преимущество — в отсутствии необходимости дополнительных разрешений от локальных регуляторов. Главный недостаток — фактическое ограничение рынка премиальным сегментом смартфонов.
- Использование типовых мобильных устройств для сетей 3G/4G при условии обеспечения сопряжения спутниковой системы с ядром 5G.
В этом случае рынок остается массовым, но требуются разрешения национальных ведомств на сублизинг частот партнерских сотовых компаний. По этому пути идут SpaceX (в кооперации с T-Mobile USA), а также AST SpaceMobile (вместе с AT&T) и Lynk Global.
«Какой бы способ ни показал себя более эффективным в перспективе, интеграция наземных и космических технологий может стать одним из самых важных событий для обоих сегментов за всю их историю и открыть целый мир новых возможностей для всех», — уверен Евгений Буйдинов. Он добавил, предприятия по всему миру осознают ценность этого процесса и способствуют его развитию.
Например, в 2024 году было инициировано создание ассоциации, призванной объединить два «мира» — MSSA (Mobile Satellite Services Association). Она займется стандартами для бесшовного взаимодействия инфраструктуры сотовых и спутниковых операторов, координацией совместной деятельности, согласованием тарифов и т.д.
Кроме этого, заместитель генерального директора ГП КС выступил в рамках круглого стола, посвященного наращиванию потенциала в секторе космической связи. На нем Евгений Буйдинов рассказал о специфике мобильных VSAT-терминалов, работающих через аппараты на геостационарной орбите. По его словам, современные станции сейчас все больше отвечают пожеланиям пользователей о меньшем весе и габаритах устройств. Так, носимые станции класса FlyAway (перевозимые в багаже) и ManPack (перевозимые в ранцевой упаковке) подходят для организации спутникового ШПД в полевых условиях. При этом развернуть их может всего один человек за 10-15 минут без дополнительных инструментов. Есть запрос на еще более компактные устройства, которые уже разрабатываются российскими предприятиями – с антенной 0,6 м для работы в Кu–диапазоне и с антенной 0,2 м Ка–диапазона. «Однако при использовании малоразмерных антенн нужно иметь в виду, что потребуется компенсация побочных помех с соседних КА на приеме и не превышение допустимого уровня воздействия на другие аппараты», — подытожил Евгений Буйдинов.
Во встрече приняли участие начальник отдела стратегического планирования и сотрудничества с международными организациями Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Антон Южаков, директор по развитию бизнеса — начальник службы развития бизнеса ГП КС Алексей Вдовин, генеральный директор МОКС «Интерспутник» Ксения Дроздова, председатель Совета организации Ксайлукса Инсисиенгмай, заместитель министра технологий и связи Лаоса, избранный на срок до следующей сессии и сменивший на этом посту замминистра связи Республики Куба Ану Хулию Марине Лопес, директор Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи Космас Лакисон Завазава, а также главы телекоммуникационных ведомств, космических агентств и телеком-предприятий стран-участниц и наблюдателей МОКС «Интерспутник».